Статья 4.3. КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ<o:p></o:p>
Возраст, с которого наступает административная ответственность<o:p></o:p>
1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.<o:p></o:p>
2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:<o:p></o:p>
1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);<o:p></o:p>
2) за мелкое хищение (статья 10.5);<o:p></o:p>
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);<o:p></o:p>
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);<o:p></o:p>
5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);<o:p></o:p>
6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);<o:p></o:p>
7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);<o:p></o:p>
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1–3, 5 статьи 18.3);<o:p></o:p>
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);<o:p></o:p>
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);<o:p></o:p>
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);<o:p></o:p>
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);<o:p></o:p>
13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);<o:p></o:p>
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);<o:p></o:p>
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);<o:p></o:p>
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).<o:p></o:p>
3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
Статья 27 Уголовного кодекса РБ.<o:p></o:p>
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.<o:p></o:p>
2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:<o:p></o:p>
1) убийство (статья 139);<o:p></o:p>
2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);<o:p></o:p>
3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);<o:p></o:p>
4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);<o:p></o:p>
5) изнасилование (статья 166);<o:p></o:p>
6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);<o:p></o:p>
7) похищение человека (статья 182);<o:p></o:p>
8) кражу (статья 205);<o:p></o:p>
9) грабеж (статья 206);<o:p></o:p>
10) разбой (статья 207);<o:p></o:p>
11) вымогательство (статья 208);<o:p></o:p>
11<sup>1</sup>) хищение путем использования компьютерной техники (статья 212);<o:p></o:p>
12) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);<o:p></o:p>
13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218);<o:p></o:p>
14) захват заложника (статья 291);<o:p></o:p>
15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);<o:p></o:p>
16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);<o:p></o:p>
17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);<o:p></o:p>
17<sup>1</sup>) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2–5 статьи 328);<o:p></o:p>
18) хулиганство (статья 339);<o:p></o:p>
19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);<o:p></o:p>
20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);<o:p></o:p>
21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413);<o:p></o:p>
22) уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 415).<o:p></o:p>
3. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.<o:p></o:p>
Статья 14. Условия помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и условия пребывания в них воспитанников<o:p></o:p>
(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 N 18-З)<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в том числе с особенностями психофизического развития, а также страдающие заболеваниями, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет.<o:p></o:p>
В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством. Специальные лечебно-воспитательные учреждения являются профильными лечебно-воспитательными учреждениями, обеспечивающими комплексную реабилитацию несовершеннолетних. Порядок комплексной реабилитации несовершеннолетних определяется Правительством Республики Беларусь.<o:p></o:p>
В специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, страдающие заболеваниями, препятствующими их содержанию, обучению и воспитанию в этих учреждениях, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.<o:p></o:p>
Несовершеннолетний является нуждающимся в особых условиях воспитания, если в отношении его постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо принято судом решение о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.<o:p></o:p>
Решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение может быть принято, если:<o:p></o:p>
в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;<o:p></o:p>
в течение года он три раза привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, или 10.5, или 10.9, или 17.1, или 17.3, или 17.5, или 17.6, или 18.16, или 18.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;<o:p></o:p>
в течение года он три раза совершил деяния, содержащие признаки административных правонарушений, указанных в абзаце третьем настоящей части, но не достиг на день совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из указанных в абзаце третьем настоящей части деяний и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.<o:p></o:p>
Основанием для приема несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение являются приговор суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.<o:p></o:p>
Порядок приема несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения определяется, перечень представляемых при приеме несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения документов, помимо приговора или решения суда, указанных в части шестой настоящей статьи, устанавливается положением о соответствующем виде специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения, утверждаемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.<o:p></o:p>
Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.<o:p></o:p>
Пребывание в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении воспитанника, помещенного в такое учреждение по приговору суда, может быть прекращено судом досрочно в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а воспитанника, помещенного в такое учреждение по решению суда, может быть прекращено судом досрочно, если он освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.<o:p></o:p>
Воспитанник в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении обязан осваивать содержание образовательных программ и программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, надлежаще исполнять обязанности, возложенные на него законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.<o:p></o:p>
Пребывание воспитанника в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении в случаях, если он совершил из указанного учреждения самовольный уход, и (или) не возвратился в указанное учреждение из отпуска, и (или) не освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, может быть продлено судом в пределах срока, указанного в части восьмой настоящей статьи.<o:p></o:p>
Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, подлежит выпуску из этого учреждения.<o:p></o:p>
Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, по собственному желанию и с согласия родителей, опекунов или попечителей на основании решения руководителя специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения может остаться пребывать в этом учреждении для завершения обучения на срок до шести месяцев независимо от его возраста с правом покинуть такое учреждение в любое время на основании его заявления и с согласия родителей, опекунов или попечителей. Такой воспитанник не осваивает содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, и к нему не применяются меры педагогического воздействия, предусмотренные частью шестнадцатой настоящей статьи.<o:p></o:p>
Руководители специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с законодательством:<o:p></o:p>
организуют образовательный и воспитательный процессы, создают и реализуют специальные условия воспитания;<o:p></o:p>
информируют органы внутренних дел по месту нахождения этих учреждений и по месту жительства (месту пребывания) воспитанников о случаях их самовольного ухода из указанных учреждений и совместно с органами внутренних дел принимают меры по их обнаружению и возвращению в эти учреждения;<o:p></o:p>
направляют в комиссии по делам несовершеннолетних и органы внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) воспитанников извещения о прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях не позднее чем за один месяц до их выпуска, а также характеристики таких воспитанников и свои рекомендации о необходимости проведения с ними индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;<o:p></o:p>
организуют проведение личного досмотра воспитанников, досмотра их вещей, получаемых и отправляемых воспитанниками телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, осмотра территории, жилых и других помещений специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявление и изъятие предметов и веществ;<o:p></o:p>
подают заявления в суд о переводе воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений в специальные лечебно-воспитательные учреждения, о досрочном прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока;<o:p></o:p>
применяют к воспитанникам меры педагогического воздействия;<o:p></o:p>
осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.<o:p></o:p>
Руководители специальных лечебно-воспитательных учреждений, кроме полномочий, предусмотренных частью четырнадцатой настоящей статьи, организуют комплексную реабилитацию несовершеннолетних.<o:p></o:p>
К мерам педагогического воздействия, кроме мер, предусмотренных законодательством об образовании, относятся:<o:p></o:p>
запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения;<o:p></o:p>
помещение в комнату реадаптации.<o:p></o:p>
Запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения предполагает установление запрета на выход воспитанника за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения в составе организованной группы для посещения культурных или спортивных мероприятий.<o:p></o:p>
Помещение в комнату реадаптации предполагает помещение воспитанника в отдельное жилое помещение для изоляции его от остальных воспитанников в целях обеспечения его личной безопасности либо безопасности окружающих.<o:p></o:p>
Воспитанник помещается в комнату реадаптации на срок не более двух суток. В комнате реадаптации создаются условия, обеспечивающие возможность постоянного наблюдения за ним. Размеры комнаты реадаптации, освещенность, температура воздуха должны соответствовать установленным законодательством требованиям к жилым помещениям. Питание воспитанника, помещенного в комнату реадаптации, производится по общим нормам в соответствии с распорядком дня.<o:p></o:p>
Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотр их вещей проводятся в целях выявления и изъятия предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию ими в указанных учреждениях.<o:p></o:p>
Воспитанники, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, подвергаются личному досмотру по окончании свиданий с близкими родственниками и иными гражданами, перед входом на территорию специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения, а также в других случаях по решению руководителей указанных учреждений.<o:p></o:p>
Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, проводится сотрудниками указанных учреждений одного с ними пола. При личном досмотре не допускается присутствие граждан противоположного пола, за исключением медицинских работников.<o:p></o:p>
Досмотр вещей воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, проводится в их присутствии.<o:p></o:p>
При проведении личного досмотра воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотра их вещей могут применяться технические средства.<o:p></o:p>
Выявленные при личном досмотре воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотре их вещей предметы и вещества, запрещенные к хранению и использованию ими в указанных учреждениях, изымаются, о чем составляется протокол.<o:p></o:p>
Изъятые у воспитанников предметы и вещества передаются их родителям, опекунам или попечителям либо хранятся и передаются воспитанникам при их выпуске из специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно-воспитательных учреждений.<o:p></o:p>
Воспитанники, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, получают и отправляют телеграммы, почтовые карточки, письма, бандероли, мелкие пакеты, посылки, почтовые денежные переводы, получают передачи после их досмотра в присутствии этих воспитанников.<o:p></o:p>
Порядок проведения личного досмотра воспитанников, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, и досмотра их вещей, порядок досмотра получаемых и отправляемых воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, порядок передачи изъятых у воспитанников предметов и веществ их родителям, опекунам или попечителям либо хранения и передачи таких предметов и веществ воспитанникам, у которых они были изъяты, порядок проведения осмотра территории, жилых и других помещений специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно-воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявления и изъятия предметов и веществ определяются, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, формы документов, используемых специальными учебно-воспитательными учреждениями, специальными лечебно-воспитательными учреждениями при проведении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.<o:p></o:p>
Порядок и условия оказания медицинской помощи воспитаннику в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь.<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
ПРОЕКТ "ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СО СВОИМИ ПРАВАМИ ПОСРЕДСТВОМ АДАПТИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ"<o:p></o:p>
Необходимым условием процесса становления правового государства и формирования гражданского общества в Республике Беларусь, основанного на принципах верховенства права, патриотизма и морально-нравственных ценностей является развитие системы правового просвещения несовершеннолетних граждан. Формирование гражданско-патриотической культуры подрастающего поколения начинается с воспитания потребности знания прав, обязанностей и ответственности за принимаемые решения и совершаемые поступки. Особое место в системе правового просвещения занимает Детский правовой сайт, информационный ресурс, на который возложено решение задачи по популяризации и пропаганде правовых знаний среди подрастающего поколения и формированию культуры жизнедеятельности детей и подростков.<o:p></o:p>
С целью развития правосознания детей и подростков, воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, развития творческих способностей на сайте размещена адаптированная информация, в понятной для восприятия детей и подростков форме, в том числе информация: о безопасном поведении детей и подростков в соответствующих ситуациях, о личной безопасности и безопасности в Интернете, рекомендации по оказанию первой медицинской помощи, советы психологов, рекомендации сотрудников правоохранительных органов и другая информация.<o:p></o:p>
Благодаря структурному построению ресурса дети и подростки могут не только получить адаптированную правовую информацию, но и закрепить полученные знания в ходе игровых ситуаций. Юным пользователям ресурса в игровой форме наглядно продемонстрированы конфликтные ситуации, в которых может оказаться подросток, а также возможные варианты их разрешения правовыми средствами с учетом морально-нравственных норм. <o:p></o:p>
Цель реализуемого проекта – воспитание гражданской ответственности, повышение уровня правовой культуры детей и подростков, правовой информированности педагогов по вопросам, связанным с правами детей, посредством развития адаптированной информационной среды – Детского правового сайта, а также других государственных информационно-правовых ресурсов. <o:p></o:p>
Реализация проекта стала возможна благодаря финансовой поддержке ЮНЕСКО, полученной в рамках Программы участия на 2016-2017 гг., и при поддержке Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО.<o:p></o:p>
В рамках проекта семинары пройдут во всех областных центрах Республики Беларусь:<o:p></o:p>
4 октября – г. Минск и Минская область.<o:p></o:p>
18 октября – Витебская область.<o:p></o:p>
1 ноября – Могилевская область.<o:p></o:p>
15 ноября – Гомельская область.<o:p></o:p>
29 ноября – Брестская область.<o:p></o:p>
6 декабря – Гродненская область.<o:p></o:p>