При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:<o:p></o:p>
1. внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;<o:p></o:p>
2. правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;<o:p></o:p>
3. не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;<o:p></o:p>
4. не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;<o:p></o:p>
5. постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;<o:p></o:p>
6. не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;<o:p></o:p>
7. стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.<o:p></o:p>
Как понять, что ребенок решился на самоубийство<o:p></o:p>
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.<o:p></o:p>
1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:<o:p></o:p>
прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";<o:p></o:p>
косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";<o:p></o:p>
много шутит на тему самоубийства;<o:p></o:p>
проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.<o:p></o:p>
2. Поведенческие признаки. Подросток может:<o:p></o:p>
раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;<o:p></o:p>
демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:<o:p></o:p>
- в еде - есть слишком мало или слишком много;<o:p></o:p>
- во сне - спать слишком мало или слишком много;<o:p></o:p>
- во внешнем виде - стать неряшливым;<o:p></o:p>
- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;<o:p></o:p>
- замкнуться от семьи и друзей;<o:p></o:p>
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;<o:p></o:p>
проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.<o:p></o:p>
3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:<o:p></o:p>
социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;<o:p></o:p>
живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);<o:p></o:p>
ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;<o:p></o:p>
предпринимал раньше попытки суицида;<o:p></o:p>
имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;<o:p></o:p>
перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);<o:p></o:p>
слишком критически настроен по отношению к себе.<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:<o:p></o:p>
1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.<o:p></o:p>
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.<o:p></o:p>
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.<o:p></o:p>
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.<o:p></o:p>
5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>